(https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_1.JPG) Рисунок 1.1 Элементы колеса Увеличить рисунок в отдельном окне (https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_1.JPG) | А - Закраины обода. Эти элементы призваны фиксировать шину. Они должны быть достаточно крепкими, чтобы удержать борта шины и противостоять нагрузкам от инструментов при монтаже-демонтаже. Закраины первыми встречаются также с дорогой или препятствием при пробое колеса. Поэтому их прочность и жёсткость должны быть очень высокими. Существует несколько стандартных видов конструкции бортовых закраин диска, некоторые из них предназначены для крепления набивных балансировочных грузиков. Б - Полка. Шина на диске опирается на специальные полки, и. как правило, они выполняются под небольшим углом, что несколько повышает плотность посадки шины. В - Кольцевые выступы «хампы» для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины. Специально для бескамерных шин полки имеют так называемые подкаты, или хампы (от ангп. hump - возвышение, бугор). Эти бугорки позволяют зафиксировать борт покрышки и не дать ему соскользнуть в глубь диска и разгерметизировать колесо. Особенно часто это происходит при совершении резких маневров и в случае, когда шина частично спущена. Обод может иметь 1 или 2 хампа. а поскольку они несколько усложняют перебортовку колеса, иногда их выполняют слегка усеченными по высоте, плоскими. посмотреть фото усеченных и обычных хампов (https://dl.getdropbox.com/u/671453/0_2.JPG) |
(https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_2.jpg) Увеличить в отдельном окне (https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_2.jpg) Рисунок 1.2. Основные параметры колеса | 1. Монтажный (посадочный) диаметр обода — диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины. Посмотреть рисунок с параметром Посадочный диаметр (https://dl.getdropbox.com/u/671453/0_3.jpg) 2. Посадочная ширина — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода. Измеряется в дюймах. Например, 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12—22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4—10 дюймов. Посмотреть рисунок с параметром Посадочная ширина (https://dl.getdropbox.com/u/671453/0_4.jpg) 3. Диаметр центрального отверстия, измеряется со стороны плоскости крепления. Обозначается маркировкой DIA. Указывается в миллиметрах. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. Чтобы не мучиться вопросом – какой размер ДЦО (DIA) у моего Кубика – можно просто пойти и штангенциркулем замерить этот диаметр. Посмотреть рисунок с параметром DIA (https://dl.getdropbox.com/u/671453/0_5.jpg) 4. Диаметр окружности, проходящей через центры крепежных отверстий диска. Обозначается маркировкой PCD (Pitch Circle Diameter). Указывается в миллиметрах. Диаметр расположения центров крепежных отверстий должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4х114.3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114.3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4х98 и 4х100: 4х112 и 4х1l4,3: 5х98 и 5х100 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует. Посмотреть рисунок с параметром PCD (https://dl.getdropbox.com/u/671453/0_6.jpg) |
(https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_3.JPG) Показать рисунок в отдельном окне (https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_3.JPG) Рисунок 1.3 Типы вылета диска | 5. Вылет - расстояние между продольной плоскостью симметрии диска (воображаемой линией, рассекающей диск пополам – на рисунке 1.2 обозначено синей пунктирной линией) и крепежной (привалочной) плоскостью. Указывается в миллиметрах. Вылет может быть положительный (как у наших кубиков), отрицательный и нулевой. Отличия типов вылета показаны на рисунке 1.3. Если плоскость симметрии диска и привалочная плоскость совпадают, то плоскость крепления к ступице находится точно на средней линии диска (т.е. диск имеет нулевой вылет). Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии — вылет отрицательный. И, наконец, положительный вылет, если привалочная плоскость выходит за пределы средней линии диска. Чем больше величина ЕТ, тем глубже «садится» диск в колесную нишу. Чем меньше ЕТ, тем сильнее диск выпирает из колесной ниши наружу. Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость автомобиля, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. |
Измерить приблизительно вылет диска не сложно самостоятельно с помощью линейки (или более точно при помощи штангенциркуля), положив колесо без шины лицевой (внешней) стороной вверх на ровную поверхность (см. рис.1.4). Вылет в этом случае приблизительно равен a - b / 2. Например, если расстояние а = 130 мм, расстояние b = 180 mm, то путем несложных вычислений получаем вылет диска равный 130 – 180/2 = 130 – 90 = + 40 мм. Следовательно, в данном примере с полученными параметрами наш диск имеет положительный вылет в 40 мм. | (https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_4.JPG) Показать рисунок в отдельном окне (https://dl.getdropbox.com/u/671453/1_4.JPG) Рисунок 1.4. Расчет вылета диска |
Размер | PCD | ET | DIA | Размер шин | Индекс нагрузки |
5,5JJ х 14 | 4 x 100 | 40 | 59,1 | 175/60R14 | 79H |
5J х 13 | 4 x 100 | 40 | 59,1 | 165/70R13 | 79S |
Размер | PCD | ET | DIA | Размер шин | Индекс нагрузки |
5,5JJ х 15 | 4 x 100 | 50 | 60,1 | 175/60R15 | 81Н |
5J х 14 | 4 x 100 | 45 | 60,1 | 175/65R14 | 82S |
Ротация полезна по целому ряду причин. Если ее производить в соответствии с рекомендациями производителя, шины обеспечивают лучшую управляемость и более эффективное сцепление, равномернее изнашиваются. Возможно улучшение других ходовых характеристик. Так когда же нужно переставлять колёса? Для шин с улучшенными эксплуатационными качествами мы рекомендуем делать это через каждые 5000 – 8000 километров пробега, даже если на шинах нет следов износа. Ротацию удобно производить одновременно со сменой масла, когда автомобиль, так или иначе, устанавливают на подъёмник. Если колёса равномерно перемещаются по схеме ротации, все шины изнашиваются одинаково. Помните, что перестановка не может влиять на износ, вызванный механическими неисправностями или неправильным давлением в шинах. Также необходимо изучить инструкцию, чтобы следовать схеме, рекомендуемой производителем. На передней оси шины работают совсем не так, как на задней. Переднеприводный автомобиль нагружает шины иначе, чем заднеприводный. Спортивная машина изнашивает шины сильнее, чем семейный седан. Расположение каждого колеса обуславливает свою степень и вид износа. Шины не могут не изнашиваться со временем, но будет гораздо лучше, если этот процесс станет проходить равномерно. По мере уменьшения глубины протектора шины начинают быстрее реагировать на действия водителя и лучше ведут себя на сухом покрытии. Тем не менее, стабильных реакций можно ожидать лишь в том случае, если все шины изнашиваются одинаково. Когда резина отслужит положенный ей срок, лучше сразу поменять весь комплект, тогда замена не окажет негативного воздействия на управляемость автомобиля. Кроме того, на рынке постоянно появляются новые модели шин, улучшающие показатели своих предшественников. Замена целого комплекта позволяет вам идти в ногу с современными шинными технологиями, а не довольствоваться вчерашним днём. Ротация четырёх (4) колёс - На переднеприводных машинах перестановку можно осуществлять крестообразно в направлении передней оси (рис. A) или по перекрестной схеме (рис. B) - На машинах с задним или полным приводом, перестановка осуществляется крестообразно в направлении задней оси (рис. C) или также по перекрестной схеме (рис. B) - Для шин с направленным рисунком протектора используйте схему на рис. D. - Для шин с ненаправленным рисунком, если на передней и задней осях установлены шины разного размера, используйте схему, показанную на рис. E. ВНИМАНИЕ!!! С ошипованными шинами ротацию производить не рекомендуется (см. Шины для зимы (http://cube-club.ru/forum/index.php/topic,5782.msg49785.html#msg49785)) | (http://s49.radikal.ru/i124/0905/7a/eb9fc603927dt.jpg) (http://radikal.ru/F/s49.radikal.ru/i124/0905/7a/eb9fc603927d.gif.html) (http://s55.radikal.ru/i147/0905/e5/ad1548a5bcb1t.jpg) (http://radikal.ru/F/s55.radikal.ru/i147/0905/e5/ad1548a5bcb1.gif.html) (http://s42.radikal.ru/i096/0905/66/795f89dc0eb9t.jpg) (http://radikal.ru/F/s42.radikal.ru/i096/0905/66/795f89dc0eb9.gif.html) (http://s60.radikal.ru/i169/0905/e2/d32cf2a7fcb9t.jpg) (http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i169/0905/e2/d32cf2a7fcb9.gif.html) (http://s57.radikal.ru/i156/0905/33/154c0d3e4766t.jpg) (http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i156/0905/33/154c0d3e4766.gif.html) |
Описание износа | Причина | |
Износ резины с обеих сторон по всему периметру | Слишком низкое давление в шине | |
Износ резины в середине по всему периметру | Слишком высокое давление в шине | |
Износ резины по внешней стороне передних колёс по всему периметру | Неправильная регулировка углов развал-схождения | |
Истирание в некоторых местах боковины рабочей поверхности | Отсутствие статической и динамической балансировки колес. Возможно чрезмерное боковое биение диска, слишком большой люфт в подшипниках колес или шарнирах рычагов подвески. | |
Истирание в некоторых местах середины рабочей поверхности | Отсутствие статической балансировки колес. Возможно чрезмерное боковое биение обода | |
Сильный износ в отдельных местах середины рабочей поверхности. | Последствия блокирования колес при внезапном торможении. Также возможно, тормозной барабан имеет овальную форму и при блокировании колес всегда находится в одном и том же положении | |
Чешуйчатый или зубцеобразный износ | В предельном случае это связано с разрывом основы каркаса, которая по прошествии времени становится видна снаружи. Перегрузка автомобиля. Проверить внутреннюю сторону покрышки на предмет трещин. | |
С одной стороны переднего колеса образуются острые края | Частая езда по сильно разбитому дорожному покрытию. Быстрая езда на поворотах | |
Порвана основа каркаса. Вначале это заметно только изнутри покрышки | Езда по острым камням, рельсовым стыкам с большой скоростью |
Параметры резины | Перед | Зад | ||
165/70R13 | 210 kPa (2,1 кг/кв.см) | 180 kPa (1,8 кг/кв.см) | ||
175/65R14 | 210 kPa (2,1 кг/кв.см) | 200 kPa (2,0 кг/кв.см) |
(http://s61.radikal.ru/i171/0905/7c/75418dd25ccbt.jpg) (http://radikal.ru/F/s61.radikal.ru/i171/0905/7c/75418dd25ccb.jpg.html) | Кроме того, следует обратить внимание, что давление в докатке должно поддерживаться на уровне, рекомендованном производителем, и постоянно проверяться. Также, если у Вас стоят легкосплавные литые диски, не забудьте проверить, а подойдут ли крепления от них для докатки (скорее всего нет!), поэтому у Вас собой должны быть с собой болты для докатки, чтобы не столкнуться с невозможностью ее установки при первом же проколе шины. |
(http://i003.radikal.ru/0905/ab/e2c79e6dcbc1t.jpg) (http://radikal.ru/F/i003.radikal.ru/0905/ab/e2c79e6dcbc1.jpg.html) | Дорожные шины (в обиходе — летние) предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием (шоссейных). Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило, не широкими. |
(http://s51.radikal.ru/i131/0905/e0/f8b554502073t.jpg) (http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i131/0905/e0/f8b554502073.jpg.html) | Универсальные шины обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их на шоссейных и грунтовых дорогах. Рисунок состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора. |
(http://s57.radikal.ru/i158/0905/9a/7825ff2ea79ft.jpg) (http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i158/0905/9a/7825ff2ea79f.jpg.html) | Шины повышенной проходимости должны эксплуатироваться в условиях бездорожья и мягких грунтов. Имеют разреженный рисунок с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформируемыми шашками по центру беговой дорожки. |
(http://s60.radikal.ru/i168/0905/f5/abe60d40790ft.jpg) (http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i168/0905/f5/abe60d40790f.jpg.html) | Всесезонные шины обеспечивают приемлемую реализацию характеристик автомобиля при круглогодичной эксплуатации по шоссейным и грунтовым дорогам. Рисунок протектора у них более разреженный, чем у дорожных и может иметь микроканавки — ламели, обеспечивающие сцепление с обледенелой или заснеженной дорогой (зимой). |
(http://s52.radikal.ru/i135/0905/f0/030072f282cbt.jpg) (http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i135/0905/f0/030072f282cb.jpg.html) | На этой фотографии шина стоит в воде на стеклянной поверхности. Давление соответствует инструкции и составляет 2,4 атм. (35 psi). Хорошо видны размер и форма пятна контакта. Чёрным выделены зоны, где резиновый состав плотно прилегает к стеклу, зелёным цветом обозначена вода в емкости, в продольных канавках и в боковых угловых прорезях. У хорошо накачанной шины давление не позволяет средней части протектора проваливаться внутрь. |
(http://s39.radikal.ru/i086/0905/8d/311e1f298905t.jpg) (http://radikal.ru/F/s39.radikal.ru/i086/0905/8d/311e1f298905.jpg.html) | Здесь - та же шина с давлением 2,4 атм. (35 psi) проезжает по стеклу на скорости 96 км/ч (60 mph). Будь стекло сухим, размер отпечатка практически соответствовал бы изображенному на первой фотографии, так как воздух не мешает контакту протектора с поверхностью. Но когда колесо движется со скоростью 26,6 м/с по стеклу, полностью покрытому водой, канавки протектора должны успевать удалять ее из пятна контакта. Заметьте, что протектор по-прежнему хорошо прилегает к стеклу, но размер отпечатка меньше, чем у стоящей шины. При небольшом снижении давления средняя часть протектора не получает достаточного подпора и прогибается внутрь. |
(http://s51.radikal.ru/i132/0905/b5/6ab2a2d128bet.jpg) (http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i132/0905/b5/6ab2a2d128be.jpg.html) | На этой фотографии давление в шине составляет только 2,1 атм. (30 psi), скорость прежняя, 96 км/ч (60 mph). Протектор движущейся по стеклу шины безуспешно пытается вытеснить стандартный объём воды, его центральная часть приподнимается. На иллюстрации видно, что протектор едва касается поверхности стекла, пятно контакта значительно меньше, чем у полностью накачанной шины. При сильном снижении давления центральная часть протектора глубоко прогибается внутрь шины, вода не выводится через канавки и скапливается под колесом. |
(http://i018.radikal.ru/0905/d1/54f5b2c80018t.jpg) (http://radikal.ru/F/i018.radikal.ru/0905/d1/54f5b2c80018.jpg.html) | На последней иллюстрации колесо движется со скоростью 96 км/ч (60 mph), давление в ней всего 1,7 атм. (25 psi). При прохождении шины через ёмкость вода приподнимает среднюю часть протектора. На фотографии видно, что пятно контакта почти отсутствует, работают только плечевые зоны. |
Перейдите по ссылке с номером фото, чтобы узнать, правильно ли Вы выбрали |
Фото 1 (http://s45.radikal.ru/i108/0905/ba/004d8c2f8e53.jpg) | Фото 2 (http://s41.radikal.ru/i091/0905/01/ef0c5bd5073f.jpg) |
(http://s46.radikal.ru/i112/0905/8b/dd00f7c1cb74.jpg) | (http://s50.radikal.ru/i130/0905/15/335483bc0df2.jpg) |
(http://s56.radikal.ru/i151/0905/08/8eee8b297371.jpg) Мягкая резина увеличивает сцепление за счет облегания микронеровностей | Протекторы зимних шин изготавливают из мягкой специальной резины меньше твердеющей на морозе, что обеспечивает улучшенное сцепление с дорогой. При этом может снижаться износостойкость и срок службы. Надежно закрепить шипы в шине из мягкой резины практически невозможно. Поэтому протекторы предназначенных для ошипования шин делают из резины средней твердости. Некоторые производители изготавливают протектор из нескольких слоев резины разного состава. Внутренний слой из твердой резины удерживает шипы, а внешний мягкий слой улучшает сцепление. Недостаток заключается в том, что после износа наружного слоя из мягкой резины ухудшается сцепление при низких температурах, так как с дорожным покрытием начинает соприкасаться более твердая резина. |
(http://s60.radikal.ru/i170/0905/44/adbca7960968.jpg) Крупные шашки протектора обеспечивают хорошую проходимость по рыхлому снегу за счет его уплотнения | Шашки крупнее, чем у «летних», часто с пилообразными краями, что позволяет пробивать плотный и уплотнять рыхлый снег для улучшения проходимости автомобиля. Канавки глубже и шире для обеспечения эффективного отвода снега, воды, грязи и их смеси («шуги») из пятна контакта шины с дорогой. Это противодействует аквапланированию. |
(http://i077.radikal.ru/0905/d2/818fd33a33b2.jpg) Ламели, «удерживаясь» своими кромками за дорогу, увеличивают сцепление | Ламели (у «летних» шин, как правило, отсутствуют) представляют собой тонкие прорези различной формы, образующие микрорисунок на шашках протектора. Они улучшают сцепление с дорогой, удерживаясь за нее своими кромками. Внутренние поверхности ламелей иногда делают самофиксирующимися, что исключает взаимное перемещение разъединенных прорезями частей шашки и уменьшает боковой увод шины |
(http://s39.radikal.ru/i086/0905/e8/bdb4b2b7f692.jpg) | (http://s46.radikal.ru/i112/0905/2c/b53db0ea7e40.jpg) | (http://s40.radikal.ru/i090/0905/86/a8276a6cc72f.jpg) | Хранение Шин без дисков Шины без дисков хранят в вертикальном положении и каждые 1–2 месяца поворачивают. Идеальной опорой для таких шин будет служить полукруглая поверхность, обеспечивающая меньшую деформацию шины. Чтобы избежать деформации, ни в коем случае не стоит складывать шины горизонтально в стопку или подвешивать. После установки такой шины на автомобиль, может ухудшиться сцепление и появиться интенсивный износ протектора в центральной части |
(http://s43.radikal.ru/i102/0905/07/1a71603ad46d.jpg) | (http://s60.radikal.ru/i170/0905/bb/f9717675466f.jpg) | (http://s50.radikal.ru/i128/0905/47/14361a9fe71d.jpg) | Хранение шин на дисках Шины с дисками укладываются в стопку (горизонтально, до 4 шт) или подвешиваются за диск. При этом давление в колесах рекомендуется снизить на половину. |
(http://s56.radikal.ru/i154/0905/50/5259db0d91fd.jpg) Внешний вид пореза (пробоя) | Прокол — мелкое повреждение с потерей герметичности шины. Если: - после извлечения инородного предмета (небольшого гвоздя или куска проволоки) края отверстия сходятся и прокол практически незаметен, небольшое повреждение корда возможно; - отверстие видно после удаления причины прокола (куска арматуры или болта), корд в каркасе или брекере наверняка порван. Порез (пробой) — крупное повреждение с потерей герметичности и обрывом нитей корда (фото 3) — результат наезда на острый и крупный металлический предмет, а также на битое стекло, бордюр тротуара и т.д. От размеров и расположения прокола или пореза зависят возможность и способ ремонта шины. |
Вздутие на поверхности шины (так называемая "грыжа") возникает по двум основным причинам: - из-за отслоения наружного слоя резины от неповрежденного корда. У бескамерной шины образовавшуюся полость заполняет воздух через дефекты герметизирующего слоя. Способов восстановления первоначальных свойств шины нет; - из-за разрыва нитей в каркасе. Очень сложно определить точное место их повреждения и, соответственно, ремонта. Кроме того, если колесо некоторое время эксплуатировать с таким дефектом, может нарушиться связь отдельных нитей каркаса между собой и с резиной шины. Поэтому ремонт не гарантирует полного возврата шине всех ее изначальных качеств. | (http://i045.radikal.ru/0905/45/76db688d5a22.jpg) "Грыжа" из-за расслоения корда и резины: А — воздух из шины. | (http://s56.radikal.ru/i154/0905/fb/4857a61aa303.jpg) "Грыжа" из-за разрыва корда |
(http://i066.radikal.ru/0905/2a/4d14b2794a35.jpg) Выход нитей металлокорда | (http://s40.radikal.ru/i090/0905/0e/7dee63c8c153.jpg) Деформация борта: а — внешний вид; б — рентгенограмма бортового кольца. | Нарушение геометрии шины может быть без потери герметичности и происходит из-за повреждения корда или бортового кольца, как правило, вследствие заводского дефекта, неправильных шиномонтажных работ или нарушения правил эксплуатации, например перегрузки шины, слишком высокого давления в ней, наезда на бордюрный камень, движения на высокой скорости по плохой дороге и т.д. Восстановление первоначальных свойств "кривой" шины практически невозможно. Внешние признаки нарушения геометрии: - изменение формы беговой дорожки ("восьмёрка"); - выход нитей корда наружу или внутрь шины; - деформация в области бортового кольца. |