Эксплуатация Ниссан КУБ > Шины и колесные диски

FAQ по колесам и шинам на Кубика

(1/5) > >>

0daliska:
Данная тема содержит основную систематизированную информацию по шинам и колесным дискам, собранную из открытых Интернет-источниковс учетом опыта владельцев Nissan Cubeи включает в себя разделы по темам:
Колесные диски для наших Кубиков

          Что нужно знать о колесных дисках?
                      Элементы колеса и параметры колес легковых автомобилей
                      Маркировка колесного диска
                      Виды колесных дисков
                      Крепление колесного диска

Шины для наших Кубиков

          Что нужно знать о шинах?

                      Устройство шины
                      Классификация шин
                      Виды рисунков протектора
                      Обозначения и маркировка шин

Покупаем колеса и шины

                      Размерность колес и резины для наших Кубиков
                      Советы по выбору колесных дисков на Кубика
                      Советы по выбору шин для Кубика


Эксплуатация шин и колесных дисков
                     
                       О чем говорит износ шины?
                       Давление в шинах
                       Балансировка колес
                       Сход-развал
                       Почему шина может лопнуть на ходу и как этого избежать?
                       Вопросы о "разном"
                       О докатке
                       Шины на лето
                       Давление в шине и управляемость
                       Шины для зимы
                       Хранение шин
                       Основные виды повреждений шин
                       Эксплуатация и уход за шинами

Полезная информация по шинам и дискам

Обсудить информацию, изложенную в этом FAQ

0daliska:
Элементы колеса и параметры колес легковых автомобилей
В обиходе под термином «колесо» многие подразумевают автомобильное колесо в сборе, состоящее собственно из колеса и шины. Между тем в автомобильной промышленности колесом считают только промежуточный (между ступицей автомобиля и шиной) элемент конструкции автомобиля. Обычное дисковое колесо состоит из двух элементов – обода и диска, соединенных между собой точечной контактной сваркой (стальные штампованные, легкосплавные колеса), представляющих собой единое целое (цельные литые или штампованные колеса из легких сплавов), соединенные между собой болтами (двух-, трехчастные колеса из легких сплавов). Обод – это кольцеобразная (определенного профиля) часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск – центральная часть колеса, несущая обод и имеющая посадочные отверстия для крепления к ступице.
Колеса легковых автомобилей в большинстве случаев неразборные и отличаются по конструкции, размерам, материалам, из которых они изготовлены, и технологией производства. Посмотреть рисунок конструкции колеса

Рассмотрим основные элементы колеса (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 Элементы колеса
Увеличить рисунок в отдельном окнеА - Закраины обода. Эти элементы призваны фиксировать шину. Они должны быть достаточно крепкими, чтобы удержать борта шины и противостоять нагрузкам от инструментов при монтаже-демонтаже. Закраины первыми встречаются также с дорогой или препятствием при пробое колеса. Поэтому их прочность и жёсткость должны быть очень высокими. Существует несколько стандартных видов конструкции бортовых закраин диска, некоторые из них предназначены для крепления набивных балансировочных грузиков.
Б - Полка. Шина на диске опирается на специальные полки, и. как правило, они выполняются под небольшим углом, что несколько повышает плотность посадки шины.
В - Кольцевые выступы «хампы» для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины. Специально для бескамерных шин полки имеют так называемые подкаты, или хампы (от ангп. hump - возвышение, бугор). Эти бугорки позволяют зафиксировать борт покрышки и не дать ему соскользнуть в глубь диска и разгерметизировать колесо. Особенно часто это происходит при совершении резких маневров и в случае, когда шина частично спущена.
Обод может иметь 1 или 2 хампа. а поскольку они несколько усложняют перебортовку колеса, иногда их выполняют слегка усеченными по высоте, плоскими.
посмотреть фото усеченных и обычных хамповГ - Плоскость крепления (привалочная плоскость). Диск соединяет обод со ступицей. Ближе к ступице в диске расположены центральное и крепёжные отверстия для закрепления колеса на ступицу.
Д - Ручей. По всей окружности обода имеется углубление - ручей. Ручей нужен в первую очередь для облегчения монтажа и демонтажа шины.

На рисунке 1.2 показаны основные параметры колеса легкового автомобиля

Увеличить в отдельном окне
Рисунок 1.2. Основные параметры колеса1. Монтажный (посадочный) диаметр обода — диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины.
Посмотреть рисунок с параметром Посадочный диаметр

2. Посадочная ширина — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода. Измеряется в дюймах. Например, 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12—22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4—10 дюймов.
Посмотреть рисунок с параметром Посадочная ширина

3. Диаметр центрального отверстия, измеряется со стороны плоскости крепления. Обозначается маркировкой DIA. Указывается в миллиметрах. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. Чтобы не мучиться вопросом – какой размер ДЦО (DIA) у моего Кубика – можно просто пойти и штангенциркулем замерить этот диаметр.
Посмотреть рисунок с параметром DIA
4. Диаметр окружности, проходящей через центры крепежных отверстий диска. Обозначается маркировкой PCD (Pitch Circle Diameter). Указывается в миллиметрах. Диаметр расположения центров крепежных отверстий должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4х114.3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114.3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4х98 и 4х100: 4х112 и 4х1l4,3: 5х98 и 5х100 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует.
Посмотреть рисунок с параметром PCD
Дополнение: Как рассчитывать PCD при различных количествах креплений


Показать рисунок в отдельном окне
Рисунок 1.3 Типы вылета диска5. Вылет - расстояние между продольной плоскостью симметрии диска (воображаемой линией, рассекающей диск пополам – на рисунке 1.2 обозначено синей пунктирной линией) и крепежной (привалочной) плоскостью. Указывается в миллиметрах.
Вылет может быть положительный (как у наших кубиков), отрицательный и нулевой. Отличия типов вылета показаны на рисунке 1.3.
Если плоскость симметрии диска и привалочная плоскость совпадают, то плоскость крепления к ступице находится точно на средней линии диска (т.е. диск имеет нулевой вылет).
Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии — вылет отрицательный. И, наконец,  положительный вылет, если привалочная плоскость выходит за пределы средней линии диска.
Чем больше величина ЕТ, тем глубже «садится» диск в колесную нишу. Чем меньше ЕТ, тем сильнее диск выпирает из колесной ниши наружу. Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость автомобиля, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц.
Измерить приблизительно вылет диска не сложно самостоятельно с помощью линейки (или более точно при помощи штангенциркуля), положив колесо без шины лицевой (внешней) стороной вверх на ровную поверхность (см. рис.1.4). Вылет в этом случае приблизительно равен a - b / 2.


Например, если расстояние а = 130 мм, расстояние b = 180 mm, то путем несложных вычислений получаем вылет диска равный 130 – 180/2 = 130 – 90 = + 40 мм. Следовательно, в данном примере с полученными параметрами наш диск имеет положительный вылет в 40 мм.
Показать рисунок в отдельном окне
Рисунок 1.4. Расчет вылета диска
Обсудить эту информацию

0daliska:
Маркировка колесного диска
В маркировке колесного диска закодирована информация, касающаяся его технических параметров, а также некоторые дополнительные сведения, не представляющие особого интереса для покупателей (номер плавки, клеймо контролирующего органа и т.п.).

Посмотреть рисунок с маркировкой на диске

Рассмотрим стандартный вид маркировки диска, в которой отражены все необходимые технические данные.

Например,      5,5J х 14   H2   4 x 100   ET 40   DIA 59,1   ”название модели”
5,5 – посадочная ширина обода в дюймах. Существует стандартный ряд размеров с шагом 0,5 дюйма. Для каждой модели автомобиля производитель выдвигает жесткие требования, касающиеся ширины колесных дисков.
J – информация о конструктивных особенностях бортовых закраин (углы наклона, радиусы, закругления и т.п.). Бывают также обозначения JJ, JK, K или L. Эта информация необходима более профессионалам, нежели нам – простым кубовладельцам…
х – данный знак между обозначением ширины и посадочного диаметра указывает на то, что диск неразъемный. (Разъемный диск обозначается знаком «-»)
14 – посадочный диаметр диска в дюймах. Стандартный ряд размеров для легковых автомобилей и внедорожников идет с шагом в 1 дюйм (может обозначаться 13”, 14”, 15” и т.д.). Этот диаметр должен соответствовать внутреннему диаметру шины, которая устанавливается на диск, и параметрам, рекомендованным заводом-изготовителем автомобиля.
H2 - код конструкции хампов. Существует несколько разновидностей хампов: простой хамп H, двойной H2, плоский FH (Flat Hump), ассиметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump). Иногда обходятся и без хампов, на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится (ни за что, кроме закраины обода, не цепляясь). Эта информация, так же, как и информация о форме закраины, нам, простым кубовладельцам-непрофессионалам попросту не нужна.
4 – количество крепежных отверстий для болтов или гаек. Отверстия крепления располагаются на окружности определенного диаметра, с жестким позиционированным допуском, по отношению к центральному отверстию диска. Крепежные отверстия имеют стандартный диаметр (в зависимости от модели) и специальную выборку особой формы, для надежной фиксации при затягивании болтами или гайками.
100 – PCD, диаметр окружности, в миллиметрах, на которой расположены центры крепежных отверстий. Стандартный ряд наиболее распространенных диаметров PCD (по европейской и японской классификации) выглядит так: 98, 100, 108, 110, 112, 114.3, 120, 130, 139.7, 150. Для автомобилей американского рынка зачастую используются и другие размеры PCD.
ET 40 – вылет диска в миллиметрах (в данном случае вылет положительный в 40 мм). Он также может быть обозначен на диске надписью OFFSET или DEPORT. Положительный вылет, как в нашем примере, знака перед параметром не несет. Если бы маркировка была ET-40, то знак минус перед числом с величиной вылета означал бы, что вылет отрицательный.

Посмотреть рисунок, показывающий отличия типов вылета

Для разных дисков вылет может варьироваться в довольно больших пределах, однако важно соблюдать требования к вылету, которые предъявляются производителем для каждого автомобиля. В противном случае, из-за несоблюдения этого параметра, могут возникнуть различные неприятности (задевание шиной или диском элементов подвески, тормозных суппортов, крыльев, брызговиков и т.п.).

DIA 59,1 – диаметр центрального отверстия в миллиметрах (ДЦО). Каждый производитель автомобилей применяет свои собственные требования к диаметру DIA, отличающиеся от многих других. С помощью центрального отверстия, имеющего такой же размер, как ступица автомобиля, обеспечивается предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов или гаек. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или полусферическим поверхностям в крепежных отверстиях диска болтами или гайками.

Обсудить эту информацию

0daliska:
Виды колесных дисков

Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.
А легкосплавные колеса в свою очередь подразделяются на литые и кованые

Посмотреть рисунки с видами дисков

Стальные диски (или так называемая «штамповка»), точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.
Достоинства:
       - невысокая цена;
       - довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
Основные недостатки:
       - большая масса,
       - невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
       - невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.

Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.
Недостатки:
       - Во-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.
       - Во- вторых, и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

Кованый диск. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.

Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные - по большинству характеристик кованым нет равных.

Легкосплавные  диски изготавливают из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.

Обсудить эту информацию

0daliska:
Крепление колеса

Крепление колеса к ступице осуществляется болтами или гайками, имеющими коническую, сферическую или плоскую прижимную части (рис. 1.5). Соответственно в отверстиях крепления диска выполнены конические или сферические поверхности. Чаще всего для деталей крепежа используются резьбы с наружным диаметром 12 или 14 мм и с шагом 1,25 или 1,5 мм. (На Кубике, по словам форумчан, резьба с наружным диаметром 12 и шагом 1,25мм)
 

Рисунок 1.5. Разновидности колесного крепежа

У легкосплавных колес центральная часть диска толще, чем у стальных и требует более длинных болтов или шпилек. Болты и гайки для таких колес должны иметь подголовок, исключающий «фрезерование» краев крепежного отверстия колеса гранями головки (рис.  1.7).

Центрирование колеса — это обеспечение совпадения оси его вращения с осью вращения ступицы автомобиля (фланца балансировочного стенда). Способ центрирования закладывается при конструировании автомобиля. Как правило, оно осуществляется прижимной частью крепежа и кромками крепежных отверстий колеса. В связи с этим недопустимо использовать крепеж с неподходящей прижимной частью.
Прижимные части болтов и гаек крепления колес могут быть конусными или сферическими и должны обязательно совпадать с профилем отверстий в диске колеса, так как обеспечивают правильную центровку колеса на ступице. Это особенно важно при креплении колеса гайками. Если закрепить колесо только торцами гаек (как показано на рисунке 1.6), диск при движении может выскользнуть из-под них, крепление колеса ослабнет, а отверстия и шпильки будут разбиты. В худшем случае автомобиль "потеряет" колесо - надо ли говорить, как опасно это на высокой скорости?


Рисунок 1.6. Неправильное крепление колесного диска
Увеличить рисунок в отдельном окне

С колесами, крепящимися болтами, эта ошибка практически исключена. Однако установить такое колесо труднее, чем крепящееся гайками. В помощь водителю в ступицы таких колес ввернуты 1-2 направляющих штифта, а если их нет, колесо центрирует поясок ступицы, который входит в центральное отверстие диска.

Перед установкой колес посадочные поверхности ступиц и дисков следует очистить от грязи и нанести на них тонкий слой пластичной или графитовой смазки. Нелишне смазать и резьбу гаек (шпилек) и болтов крепления колес. Болты и гайки со смятыми гранями и поврежденной резьбой лучше своевременно заменить новыми, обязательно аналогичными штатным не только по размеру резьбы, но и по прочности, т.е. не кустарного, а заводского изготовления.

Мы уже отмечали, что диск легкосплавного колеса всегда заметно толще, чем диск стального штампованного, поэтому для крепления литых или кованых колес используют более длинные болты. Длина их резьбовой части должна быть не меньше глубины резьбового отверстия в ступице, но и не больше, иначе болты при вращении колеса могут задевать за детали неподвижного тормозного механизма.


Рисунок 1.7. Стандартные болты не подходят для крепления легкосплавных дисков
Увеличить рисунок в отдельном окне

Твердостъ материала легкосплавных колес ниже, чем стальных, поэтому микронеровности диска в зонах контакта с головками стальных болтов или ступицами при установке колеса через некоторое время сминаются и соединение ослабляется. Чтобы избежать повреждения дорогостоящих колес, советуем через некоторое время после их установки на автомобиль подтянуть болты крепления.

Каждый элемент крепления должен заворачиваться не менее чем на 5-6 оборотов. Болты, завернутые более чем на 6-10 оборотов, могут задевать за детали тормозных механизмов. Усилие затяжки должно составлять около 10-11 кг/см, если в Руководстве по эксплуатации автомобиля не указано другое. При перетяжке болтов диск колеса деформируется, профиль отверстия нарушается, и колесо перестает удерживаться на ступице с необходимой силой. Излишним усилием можно также смять грани головки болта и даже оборвать головку. А при перетяжке гайки шпилька может провернуться в отверстии ступицы, и тогда гайку вообще невозможно будет отвернуть без специального инструмента или услуг автосервиса.

Для зашиты колес от кражи иногда применяют так называемые "секретные" болты (или гайки). Ими заменяют один-два болта (гайки) крепления каждого колеса. "Секретный" крепеж предназначен для отворачивания только особым, индивидуальным ключом, который, как предполагается, имеется только у владельца автомобиля.

Конструкции подобного рода встречаются в продаже, а также изготавливаются умельцами. Что надо помнить при их покупке? Во-первых, действительно ли головка "секретки" недоступна для отворачивания - причем не только штатными ключами, но, к примеру, мощными клешами или молотком и зубилом. Во-вторых, не способен ли оригинальный крепеж выйти из строя от воздействия воды и грязи, а главное, из-за поломки ответной части - ключа. Наконец, особо громоздкий болт способен нарушить балансировку колеса.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!!
Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, - легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.

Проверьте, подходят ли вам гайки или болты при смене дисков, а также обязательно узнайте, подойдут ли они для «докатки» (неполноценная запаска в народе - ортопедическая докатка, или «банан»)!!! Лучше озадачиться этим вопросом заранее, и в случае несоответствия возить с собой дополнительные гайки или болты для докатки, нежели столкнуться с невозможностью ее установки в случае прокола шины.
Если не можете сами определить, взаимозаменяемы у Вас болты с зимними и летними колесами (литьем и/или штамповкой), подходят ли они к докатке, СПРАШИВАЙТЕ ОБ ЭТОМ В ШИНКЕ! Шиномонтажники могут в спешке забыть Вам об этом сообщить.

Обсудить эту информацию

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии