Опыт снятия и установки поддона.
Итак, пришла весна (которую я ждал, т.к. своего гаража нет и пока не предвидится), и, дождавшись теплых и сухих деньков, я решился-таки га то, что напрашивалось давным-давно – снятие поддона. Почему напрашивалось? Через несколько месяцев после покупки, заглянув по машину (привычка, оставшаяся от владения отечественным авто), заметил, что поддон «плачет». Сняв правое переднее колесо и боковую защиту, сразу увидел причину: сопливит из-под прокладки поддона, прямо под шкивом, там, где поддон имеет полукруглый вырез. Так как дело было осенью, решил особо не мучаться – убрал немного старого герметика, обезжирил, залепил поверх – и так проездил всю зиму.
Перед тем, как снимать поддон, почитал форум. Уважаемый SIS26 жаловался на печальный опыт снятия (трижды переклеивал), что слегка пошатнуло уверенность в своих силах. С другой стороны, пара страниц из мануала на «Микру» вселила надежду на то , что ничего страшного не произойдет, если все сделать по инструкции.
Итак, помолясь, приступил к разборке. Уважаемые господа кубоводы! Мануал на «Микру» - есть весчь крайне необходимая, ибо на 90 процентов описываемое в нем – подходит к Кубику, а, кроме всего прочего, последовательность указанных в нем действий - обязательна к выполнению, если хотите всё сделать правильно. SIS26 (не в обиду будь сказано), как я понял, не выполнил и половины действий, необходимых для правильной установки поддона (хотя, согласен, сдернуть его можно и без этих действий)
Что же нам необходимо сделать и какой инструмент нужно иметь под рукой? Как показала практика, обязательно нужно иметь: прямые руки, светлую (или слегка «взъерошенную» хорошим пивом) голову, набор автомобильных ключей и головок, крепкую крестовую отвертку (и тонкостенную головку на 10) – для откручивания болтов и гаечек крепления поддона, карданчик (очень рекомендую для откручивания гаек в труднодоступных местах), обезжириватель (или ацетон, или растворитель), герметик.
По порядку – если есть яма или подъемник – оччень хорошо, я работал прямо во дворе – и пришлось довольно высоко поднять передок – до полного вывешивания обоих колес. Отключаем аккумулятор (мало ли что) и снимаем по порядку:
- правое переднее колесо;
- защиту двигателя (спереди, напротив поддона – и боковую справа);
- откручиваем трубу глушителя, идущую от выпускного коллектора и передние болты средней балки,– ибо форма поддона точно повторяет их очертания, что однозначно указывает на необходимость их отсутствия во время установки поддона;
- откручиваем две штанги, скрепляющих двигатель и автомат – ибо одним концом болты, их крепящие, удерживают защиту автомата, под которой обнаружился маховик во всей свое красе ;
- откручиваем один (нижний) болт, крепящий заднюю опору двигателя на средней балке – это нужно для того, чтобы защиту автомата с пазами под рёбра поддона можно было опустить вниз – иначе поддон не снять (или придется её отгибать, как сделал наш товарищ с печальным опытом – от чего, похоже, и пострадал);
- откручиваем болтики крепления поддона. Внимание! Есть там одна засада – со стороны автомата поддон прикручен не на болтиках, а на шпильках, с гаечками на 10. Кроме того, 2 болтика в передней части поддона находятся в очень узкой щели – а при посадке поддона болтики неизбежно пачкаются герметиком, который дубеет со временем и открутить отверткой очень и очень тяжело – лучше использовать тонкостенную головку на 10 (я взял из компьютерного набора);
- и приступаем к прорезанию герметика. Вот где засада – так засада. Места практически нет, нож или специнструмент (как в инструкции) вставить некуда, а уж вбить его в щель между блоком и поддон в задубевший герметик – задача нетривиальная. Голь на выдумку хитра – на выручку пришел широкий нож для разрезания конвертов (из канцелярского набора). Сначала им был удален герметик, миллиметра на 2-3 – а уж потом обломанный нож удалось вбить в создавшуюся щель. Начинать «отрывание» поддона рекомендую с задней части, где стоит масляный фильтр – там пространство больше и доступна очень широкая часть поддона.
Псссс…. Именно такой звук раздался, когда нож наконец-то прорезал герметик до внутренней полости поддона. Дальше всё просто – аккуратно отрываем поддон по периметру (даже при моем дубовом старом герметике отошел довольно легко), и аккуратно сдвигаем его вниз. Тут может понадобиться помощник – если трубу глушителя и балку не сняли целиком (как сделал я) – чуть отжать их вниз, чтобы поддон сдвинуть вправо и вытащить на свет божий.
Больше всего я боялся, что поддон будет в той же грязи, что и клапанная крышка – но ничего подобного!!! Поддон был практически чистый, сеточный фильтр – тоже (кстати, он напоминает чайное ситечко), поэтому я его быстренько промыл, удалил с него старый герметик (в инструкции к Микре советуют использовать бритву – очень удобно, в чем я и убедился), удалил старый герметик с блока, тщательно протер двигатель – чтобы масло ниоткуда не капнуло, обезжирил будущие места контакта блока и поддона. Кстати: из поддона слил еще около пол-литра старого масла – он не всё сливается при замене без снятия поддона – имейте в виду, ибо в поддоне отлиты хитрые гасители, выемки и т.п.
Единственное, что меня напрягло – так это состояние прокладок в полукруглых выемках поддона (см. сообщение SIS26). Во-первых, именно из-под них (забыл упомянуть – со второй стороны поддон уже тоже вспотел, но было просто невидно из-за балки) начало подгонять маслице – просто вымыло герметик из-под них. Сами прокладки оказались дубовые и слегка потрескавшиеся. На помощь опять пришли компьютерные технологии – после очистки от старого герметика прокладки были тщательно протерты жидкостью для восстановления резиновых роликов подачи в принтерах – и стали ощутимо пластичнее.
Обратный процесс шел веселее. Сначала на свои места в блоке были установлены прокладки – справа – более длинная, слева – короткая, предварительно смазанные тонким слоем герметика по всей длине. На прокладках есть специальные отливки для правильной установки в пазы – так что ошибиться с их установкой невозможно, главное – не перепутать их по длине. Затем аккуратно был нанесен герметик и на сам поддон – на посадочной плоскости есть специальные канавки, так вот – в инструкции на «Микру» четко указано – толщина герметика 4-5мм, с заходом в канавки на 2 мм. По двору гулял сосед, которого я привлек всё с той же целью – слегка отжать вниз трубу и балку, дабы аккуратно ввести поддон под блок, не смазав герметик и не испачкав детали двигателя. ВСЁ!!! Поддон встал на место, как тут и был. Дальше – по схеме из мануала (крест накрест, в определенной последовательности, начиная от центра) были закручены болтики и гаечки. Подождав минут 10-15, после установки дотянул их по схеме (рекомендуемое значение затяжки – 10 нм ). Собственно, по инструкции к герметику, через 4 часа можно начинать эксплуатацию, но я решил машину оставить до утра (почти 14 часов). Прикрутил всё снятое на место – и пошел пить законное пивко.
Утром залил свежее масло, подключил аккум – и с содроганием (памятуя тот самый печальный опыт) завел. Прогрел – прогазовал – сухо. Поехал на пробный заезд (около 10 км, в горку, с кик-дауном) – вернулся – сухо. На сегодня проехал без следов масла в разных режимах 70 км - надеюсь, что и в дальнейшем будет так же.
Напоследок – пару фото: