ПРЕДИСЛОВИЕ: Отчёт о поездке нашей семьёй к Чёрному морю (станица Благовещенская, пригород Анапы). Пишу свои отчёты о поездках на юг по нескольким причинам. В большей степени для себя и своих близких. Для себя — это чтобы было, что холодными зимними вечерами почитать и вспомнить приятно проведённое время на берегу тёплого моря. Для родни — чтобы каждому не пересказывать краткую историю нашей поездки (проще дать ссылку на этот отчёт). Для одноклубников — может быть мои «перлы» помогут кому-то решиться на первую поездку к морю на своей машине, ну и для тех, кто просто любит почитать чьи-то путевые заметки. Сам я люблю читать отчёты автопутешественников об их поездках на море, особенно это приятно делать зимой, когда за окнами трещит мороз... Вот только что-то мало у нас на клубном форуме таких отчётов, видно или мало кто ездит, или лень напрочь побеждает тягу к клавиатуре. Ну да ладно, перехожу непосредственно к повествованию...
ПОДГОТОВКА. Снова отпуск кончился, как то очень быстро, и пришло время сесть за отчёт, пока свежи ещё воспоминания и не потеряны в домашнем архиве путевые заметки. Впервые мы едем на море втроём — я, жена и сынок, которому уже 4 годика. До этого мы, обычно, ездили впятером, брали с собой ещё кого то из своих. Машину, в этот раз, предстояло подготовить под двухместную спальню. Для этого пришлось побыто немного столяром. В Fiat DOBLO не предусмотрены спальные места, в отличие от Nissan CUBE. Сделанный из брусочков и фанеры рундук, позволил расстелить матрас и сделать полноценное двухместное спальное место.
Также, «по-быстрому» (в последний день и, практически, на коленках) был сделан «компьютерный столик» на подголовник. Закрепил его проволокой сзади своего подголовника, напротив детского кресла. Он оказался очень удобным и востребованным, на нём не только устанавливался компьютер, но и бумага для рисования и всякие игрушки прекрасно умещались.
Шторка на одну сторону машины тоже была повешена. Этот «прибамбас» был сшит года 3 назад, и используется в машине постоянно. Прекрасная защита от солнышка, несмотря на достаточно тёмную тонировку задней части машины. Подготовка самой машины свелась к мойке снаружи и внутри, внешнему осмотру всего, что смог осмотреть, дозаливке технических жидкостей и проверке давления в шинах. Вот такой, в общем-то, и оказалась вся подготовка.
ПОЕЗДКА И ОТДЫХ: Выезжать решили в ночь. В пятницу пришли с работы, закидали в машину заранее подготовленные вещи, покушали, я чуть-чуть подремал и мы, в наступающих сумерках, двинулись в сторону моря. Время отправления 22-15. Так как сынок ещё мал для самостоятельной поездки на заднем сиденье, с ним всю дорогу, ехала жена. Мне, конечно, было скучно, что её нет рядом со мной на переднем сиденье, но тут уж никуда не денешься. Постель разложил сразу, но сын ещё долго не засыпал. Первый платный участок случился сразу за Ефремовом (338 км). Ночной тариф 100р. Не понравилось то, что освещение на этом участке присутствовало только кусками. Следующий платный участок — Задонск (415км). Оплата по ночному тарифу — 60р. Освещён полностью весь платный участок. Дорога ровная, скорость на всех платниках — 110км/ч. Вокруг Воронежа новая трасса — 6 полосная (3 туда, 3 обратно). Ну, новая она, наверное, для меня. В 2012г. я ехал по ней еле-еле из-за сплошного ремонта. Сразу за Воронежем ещё один платный участок — в Новой Усмани, проезд 20р., но вот самого платного участка я не увидел, ощущение такое, что платил только за въезд. За Новой Усманью (за Рогачёвкой) строят домики взымания оплаты, будет ещё один платный участок. Светать начало уже далеко за Воронежем, до этого никаких красот и достопримечательностей видно не было. Первая видимая достопримечательность — меловые горы.
В Воронежской области вдоль трассы понаустанавливали столбы с надписью “SOS”, я так думаю, что это что-то типа вызова экстренной помощи. В общем-то удобно (и, должно быть, бесплатно). Самый поганый участок трассы в Воронежской области это, конечно же, Лосево - Павловск. Узкая, 2-х полосная дорога в Лосеве ещё обременяется ночёвкой там автотранспорта (манёвры заезжающих-выезжающих, видно, создают трудности в движении). А блокировка трассы даже на полминуты мгновенно создаст не хилую пробку. Но, видимо, из-за достаточно раннего подъезда к Лосеву, мы проскочили его абсолютно без проблем и без задержек. За Павловском встретился первый ремонт. Но и его мы проскочили без задержек, видимо повезло. Первая, и единственная при движении на юг, пробка приняла нас почти сразу за Ростовом. Правда, мы не стояли, а медленно двигались, но было потеряно больше часа времени. В этой ситуации легче всего было сынку, у него было развлечение — компьютер с мультиками и играми.
Больше в пробки мы не попадали.
Нашей первой точкой отдыха была экологическая деревня «Море цветов» (хутор Николаенко, г. Апшеронск, Краснодарского края). Жене очень хотелось туда съездить - бревенчатые домики-срубы, питание из экологически чистых продуктов, чистый горный воздух. В самой деревне много цветов и других зелёных насаждений, мангалы, беседки, небольшая детская площадка, минизверинец (лиса, кролики, куры), и даже настоящая монгольская юрта (в которой можно ощутить себя настоящим монголом). Понравилось их домашнее вино, с собой на море прикупили бутылочку.
Но основные развлечения — это экскурсии. Так как мы приехали только на 2 ночи и 2 дня, то успели съездить только на одну ближнюю экскурсию — Гуамское ущелье. Нам очень понравилось. По узкоколейке на минитепловозике в 3 вагончиках везут несколько километров вглубь ущелья, а дальше пешком (но за дополнительную плату на минидрезине могут отвезти и дальше). В одном месте ширина ущелья всего 2 метра, при высоте в 150 м.
На обратном пути искупались в горной реке Пшеха. В общем, положительных впечатлений много! Очень удивили горные дороги — хороший асфальт, свежая и чёткая разметка, много знаков и указателей. Из Апшеронска уже двинули в сторону моря. По пути на море нам пришлось вернуться от Горячего ключа немного назад, чтобы выехать на новороссийскую трассу. По пути заехали в Молькино (15 км не доезжая Краснодара), на страусиную ферму. Мы сюда раньше пару раз заезжали, а сынка завезли впервые. Он был в восторге! Помимо страусов там есть и другие птицы — фазаны, курочки, павлины и прочая мелочь. Можно купить страусиное яичко — 600р., или страуса — от 60000р.
Вот уже из Молькино мы конкретно поехали на море. Не доезжая Краснодара повернули на Энем и далее через Крымск и Абинск до перекрёстка Новороссийск-Анапа ушли на Анапу. Нашей целью была станица Благовещенская.
Сама станица расположена в 3км от моря, нас это не совсем устраивало. Мы поехали дальше на само побережье, вдоль него расположены базы отдыха. Вот в одной из них мы и остановились на 10 дней. База отдыха «Ставрополье», не самая дорогая, но и не самая дешёвая, 1100р. с человека в сутки (без питания). На ребёнка 350р. скидка. Мы жили в 3-х местном (по факту в 5-ти местном) номере – сплит-система, холодильник, душ-туалет, телевизор (20 цифровых каналов, смотрели один канал «Сарафан» — мультики). Ещё была застеклённая веранда-прихожая со столиком и стульями. На ней было хорошо вечерком отдыхать, попивая апшеронское вино.
Все прибрежные базы отдыха — это первая береговая линия, до моря ровно 2 минуты хода по чистому кварцевому песку. Море видно из окошка... На нашей базе не было ночного кафе, поэтому ночами было тихо и спокойно. Рядом была база по круче (1900 с человека), попроще (900р., но без удобств), и даже 2 автокемпинга (500р. с палатки и 500р. с машиноместа в сутки). Пляж огромный, песчанный, море глубокое не сразу и очень чистое. В любой день на пляже рядом на 10-15м никто не лежит. Правда с маской плавать не интересно — кроме рапанов на глубине ничего нет. Чтобы показать сынку что-то интересное в воде специально ездили в Сукко, это 12 км за Анапу и каменистый пляж. Правда в центре пляжа свободное место найти не реально… А мы ушли на край, к скалам, где даже обычным детским сачком удалось наловить и бычков, и креветок, и даже крабика. Сынок вообще был в восхищении и уезжать назад на нашу базу совсем не хотел. Да и шашлык в Сукке был дешевле, чем у нас в Благовещенке — 90р. против 120р.
В Анапу ездили развлекать сына, он очень любит батуты, вот и свозили его в батутный уголок в Центральном Анапском парке.
Ездить по Анапе лучше с навигатором, множество улиц с односторонним движением затрудняют беспрепятственный проезд. Так получилось, что на следующий день после нашего приезда на море, на базу отдыха «Ателика Славянка» приехала на поезде дочка с внучком и её подружка с сыном. Мы их встречали с поезда (к слову сказать, и провожали их на поезд, когда они уезжали). Это пригород Анапы — Джемете. Иногда приезжали к ним в гости и кушали в их столовой. У них столовая со «шведским столом», и оплатив на ресепшене завтрак (200р.), обед (300р.) или ужин (200р.), мы пользовались данной услугой в полной мере. Это нам очень понравилось, мы действительно наедались. Выбор блюд хоть и не велик, но всё приготовлено очень вкусно (2 супа, 3-4 гарнира, мясо-подливо-котлетные заправки, 2-3 салата, огурцы-помидоры-кабачки, фрукты 2-3 вида, булочки-пряники-печеньки, 2 вида компотов, чай и кофе). Кстати, на нашей базе обед тоже стоил 300р., но выходя из столовой, было смутное ощущение, что нас недокормили… Жена сказала, что если на следующий год всё сложится хорошо, поедем в отпуск в Славянку.
Там же, в Джемете, есть большой аквапарк - «Тики-Так», мы в него тоже приезжали и привозили с собой всех детей.
В общем, при наличии машины отдых становится мобильно-активным. Соответственно машина у нас не ездила примерно только половину времени отдыха. В общем целом по побережью мы наездили больше 900 км и сожгли больше бака бензина. Зато очень много нового увидели, и, самое главное, очень много нового показали нашему малышу! Он до сих пор говорит: «А когда мы снова на море поедем?»
На обратном пути мы заехали в гости к моей сестре в Краснодар. До этого не виделись лет 5. Переночевали у неё, выспались, покушали, пробежались по магазинам и только потом поехали домой. А это получилось уже в одиннадцатом часу… Дорога назад оказалась похуже. Похуже в том смысле, что пробок мы «наловили» побольше. В Самарском потеряно 1,5 часа, в Лосево недолгая пробка, но это в нашем направлении, на север, а вот в южном... Лосево мы проезжали в полвторого ночи и потеряли в нем около получала, а навстречу случилась полная жо...па! В южном направлении пробка протянулась до Липовки — а это 20 км!!! Оставалось только посочувствовать людям. Дальше небольшие пробки попадались, но они были не долгими и в путевом журнале не фиксировались. И вот ещё что любопытно. На юг я ехал со средней скоростью 90 км/ч, а домой 110 км/ч, но домой добирался по времени дольше, соответственно и расход бензина оказался выше.
МАШИНА: В общем-то, как и предполагалось, без проблем. Мотор работал нормально, кондиционер холодил внутреннее пространство, создавая комфорт, в основном на «1» и «2», на «всю» включался только после остановок, для сбивания накопившейся жары и на «3» в пробках. Без кондиционера в раскаляющемся салоне можно свариться. Желательно брать с собой брызгалку-стеклоочиститель, мошек много и они усердно загаживают лобовое стекло. Недалеко от Тахтымукая (Адыгея, Краснодарский край) на одометре выскочили «круглые» циферки.
ГАИ, РАДАРЫ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБАМБАСЫ: Личных встреч с гайцами не было. То есть на трассе-то они встречались, но наша машина, видимо, интереса у них не вызывает совсем. Тем более, что ПДД я не нарушаю, ну не считая небольшого превышения разрешённого скоростного режима, да и то не злостно. Даже на Цукеровой балке в южном направлении гайеров стояло 5 штук (с глазами, как у голодных воронов), но на нашу машину они даже не посмотрели. Мобильно-выездные бригады «треножников» встречались, но их очень мало, нам попались (по пути на юг) всего 5 радарщиков. Причём их оборудование отличается существенно. Первая тренога в виде КРИСА (или АРЕНЫ, на ходу особо не рассмотришь) встретилась в Заосереднённых Садах (Воронежская обл., перед Павловском). Потом уже только в Краснодарском крае 4 патруля. 2 патруля были с лазерными радарами (похожи на бинокли, антирадар и пипикал на них, как на лазеры), а 2 патруля с Сокол-Видео — это к древнему ручному радару была прицеплена фиксирующая видеоприставка. Древность, по сравнению с современными приборами, но ещё существуют. Эта городушка тоже была установлена на треногу (у патрульной машины). Малое количество мобильных патрулей с лихвой компенсируется стационарными радарами. Их просто ужас сколько! У нас в Тульской области это КОРДОНЫ, а дальше АРЕНЫ и КРИСЫ. В Рогачёвке (Воронежская обл.) установлена СТРЕЛКА (одна за всю дорогу). Есть населённые пункты, где установлены по 2 радара подряд. Т.е. висит один, а через километр ещё один на эту же полосу — Холмская, Ахтырский, Горный. Так что наличие радар-детектора в машине однозначно обязательное условие. Причём он желателен с приставкой STR, т. е. ловящий СТРЕЛКУ. У меня это – SHO ME STR – 535. Также неотъёмлемой частью дополнительного оборудования в машине является видеорегистратор. У нас это MYSTERY. Хорошая стеклянная оптика, возможность запоминания видеофайлов с защитой от стирания и GPS-модуль с фиксацией в видеофайле собственной скорости (во время движения она выводится на экран). Видеорегистратор незаметен, но он делает свою постоянную работу. Кстати, скорости спидометра машины и скорости на видеорегистраторе и навигаторе не совпадают (регистратор и навигатор показывают одинаковую скорость). Спидометр показывает скорость на 5 км/ч больше, чем показывают регистратор с навигатором. Практически по всему Краснодарскому краю установлены знаки «70 км/ч». Знаки «90 км/ч» попадались редко. Это сделано видимо для того, что бы ездили не более 90 км/ч (с учётом разрешённого превышения в 20 км/ч + 70 км/ч). В качестве навигатора использовался мой сотовый телефон САМСУНГ с программой НАВИТЕЛ и последним обновлением СПИДКАМ. Обновление хоть и последнее (за июнь 2015), но что-то не проработаны ограничения скорости. Всю дорогу «навигаторша» ругалась, что мы превышаем ограничение скорости в 10 км/ч. Включал ЯНДЕКС-навигатор, но он мне не очень понравился из-за своей малоразговорчивости, хотя он показывал пробки (в Лосево я видел встречную пробку и нашу, значительно более короткую пробку). Также с собой брался нетбук ЛЕНОВО с закачанными мультиками и играми (на море использовался, как видеотелефон СКАЙП). Ну и фотоаппарат НИКОН тоже был всегда наготове.
БЕНЗОКИЛОМЕТРЫ: Общий пробег туда-там-обратно составил 3563 км, из них чуть больше 900 км намотали на юге. Точный километраж домой Анапа — Щёконо составил 1326 км. За эту поездку сожжено 307 литров бензина. Средний расход за весь путь по общему бензорасходу получился 8,6 л/100км. Расход проверял по заправке бензином «до полного бака». Заправлялся только на ЛУКойле, только в Краснодаре 1 раз заправился на Роснефти. Но это по нужде — в Горячем ключе я уходил влево, в горы на Апшеронск и не знал, есть ли впереди ЛУКойлы. Кстати боялся зря, в Апшеронске оказалось 3 АЗС — 2 ЛУКойл и 1 Газпром. После Роснефти машину как бы стали придерживать за корму. Было реальное ощущение тупости движка. Прошло оно только после сожжения бензина и заправке ЛУКойле. Цена на бензин везде разная. У нас, на момент отъезда, на ЛУКойле А-95 стоил 36-65 р/л, ближе к югу цена росла — 37-10, 37-89, 38-10, самым дешёвым бензин оказался на АЗС между Самарским и Лосевым - 36-20 р/л.
ИТОГИ: В общем-целом нам отдых очень понравился! Последний раз мы с семьёй были в отпуске (ну и на море соответственно) 3 года назад (
http://www.doblo-club.ru/index.php?showtopic=2604&page=2). И хоть наш отпуск в этом году длился «аж» 17 дней, он оказался очень-очень коротким... Как то не получается отдыхать положеные 28 дней, такой отпуск считается «недопустимой роскошью»! А как хочется-а-а... На следующий год, если всё сложится как надо, снова соберемся на море. Как говорится: «Мечтать не вредно, вредно не мечтать»!!!