Кузя к трехлетию нашей совместной жизни решил затребовать себе подарок… : ) Пришла, завела машинку, прогреваю, и понимаю, что слишком тихо в салоне… Тихо и холодно!!! В общем, умер моторчик печки…
Что делать: покупать на разборке? С учетом того, что кубики наши самые последние перестали выпускать аж в далеком 2002 году, то не вариант, что этот моторчик проживет долго…
Заказывать новый? Цена и сроки доставки как-то меня не вдохновили на сей подвиг!!! Подумать только: 10,5 тыс руб. и 31 день ожидания!!! Еще не факт, что заказ не снимут, как это частенько бывает в Экзисте, когда срок доставки большой!!!
В общем, стала изучать коллективный опыт нашего кубосообщества по модернизации сего девайса от нашемарочного автопрома. Как варианты рассматривались моторчик печки от Волги и от Тазика… Поначитавшись про
волговские двигатели, как-то призадумалась… Что-то отзывы о последних опытах с оным, не вдохновили на изыски по этому направлению, да к тому же волговский моторчик почему-то в магазинах продавался без этого самого крепления, ради которого и можно было съэкономить на модернизации… Вот и решили остановиться на модернизации моторчика Ваз 2108… Цена красивая (600 рублей), и если поставить правильно – все подойдет, что и от родного не отличишь… Вдохновила тема
Шуры Балаганова.
Итак, что имеем:1. Неработающий моторчик с Кубика AZ10 – коллектор полностью изношен – восстановлению не подлежит, замена щеток бесполезна! – С него забираем вентилятор (турбинку или крыльчатку – кому как больше нравится) и кожух для крепления… Разламываем фишку – забираем клеммные пластины… Все, дальше он нам служит только для замеров…
2. Новый моторчик от ВАЗ 2108-2109 (деталь ДО-2108_12/90):
3. Неумное желание во что бы то ни стало поставить Вазовский моторчик в родное крепление и с кубиковской крыльчаткой (Вазовская уж слишком узкая и высокая)!!!
4. И самое главное – папу-инженера, который все расчеты произведет и все подгонит, что комар носу не подточит… Правда сразу предупреждаю, процесс будет долгий и кропотливый, но в этом вся прелесть!!!
Приступим:
Шаг 1. Обрабатываем вал двигателя ВАЗ:Первым делом для того, чтобы родную крыльчатку можно было поставить на Вазовский моторчик, надо уменьшить диаметр вала электродвигателя от ВАЗ c 8,0мм до диаметра 7,1мм на длину 22 мм от торцевого конца вала (на фото 1 показаны размеры на готовом валу).
Это можно сделать на станке, а можно и гораздо проще:
Закрепив электродвигатель в тисах, подать напряжение 12В от аккумулятора, при помощи напильников, надфилей и наждачной шкурки добиться желаемого результата, что мы и сделали в домашних условиях за 30 минут. (Причем роль тисов при этом выполняла я, удерживая работающий двигатель, пока папа обтачивал вал…)
Далее, ножовочным полотном протачиваем канавку для установки стопора на расстояние не менее 18 мм от стопорного кольца или на расстоянии 5мм от торцевого конца вала. Глубина канавки определяется из наличия стопорных шайб-фиксаторов (на фото 1 как раз показано стопорное кольцо, которое потом пойдет в эту канавку).
Закрепив вал электродвигателя в тисах изготавливаем шлиц (лыску) при помощи напильников и надфилей (длиной 22мм от торцевого края)… Посадочные размеры можете посмотреть на родном двигателе или на рисунке 2.
Фото1. Вал двигателя ВАЗ 2108, готовый для крыльчатки с Кубика
Фото2. Размеры для вытачивания шлица (лыски) на валу.
2. Чистим двигатель от стружки и готовим разъем для подключенияПосле произведенных работ Вы увидите, что вся железная стружка налипла на магнитах двигателя… Следовательно, разбираем двигатель, убираем всю стружку кисточкой.
Сразу же можно перепаять проводки, если Вам не нравится жесткость проводков Ваза... но мы этого делать не стали… Мы всего лишь укоротили имеющиеся... А поскольку разобрав, предварительно не выяснили, где минус, а где плюс был у старого моторчика, просто разломали штекер старого моторчика, и клеммные пластины припаяли к проводам… Вот так варварски, и как оказалось впоследствии не зря, мы вышли из положения с определением полярности… Смотрим фото 3.
Фото3. Новые разъемы для подключения (а-ля "нам все равно, какая полярность!")
3. Готовим крепежные отверстия и подгоняем диаметр нового моторчика для кубиковского кожуха.Итак, наш новый двигатель будет полностью вмещаться в кожух кубика, а посему нам необходимо предусмотреть крепеж внутри и фиксацию…
Посмотрим внимательно на моторчик Ваз2108.
У нас есть одно готовое отверстие (на фото 4 оно справа, надо сделать симметрично относительно центра точно такое же слева). Наши замеры на этом же рисунке.
Далее Вы увидите, что «уши» где сделали отверстия немного большеваты, и если засунуть в стакан кожуха кубика, то ровно на дно не лягут. Поэтому убираем лишнее, сточив до выступающие бока этих «ушей» так, чтобы по ширине эта часть получилась 40,5 мм. (смотрим все то же фото 4).
Фото 4. Вариант с уже сделанными новыми отверстиями для крепления моторчика и спиленными "ушками".
Теперь смазываем концы валов хорошей термостойкой смазкой (мы использовали фиол, поскольку именно он был в заначке)…
Собираем двигатель. На вал одеваем обратно стопорное кольцо, затем пластиковое колечко высотой в 3мм (сделано у нас из шариковой ручки)…
Вот на фото 5 можете полюбоваться – желтенькое – специально сдвинуто, чтобы было заметнее…
Фото 5. Пластиковое колечко
Кроме того, у двигателя Ваз 2108 есть с боку фиксирующие боковые усики, и они не позволят вставить наш моторчик в стакан кожуха кубика… Стачиваем эти боковины так, как показано на фото 6. (Самое главное,
равномерно стачиваем с обоих сторон, чтобы двигатель в стакане не перекосило)
Фото 6. Размеры, до которых надо сточить боковые усики у моторчика печки от ВАЗ
Теперь переходим к крышке кожуха кубика… В дне стакана, в который будет вставляться наш моторчик делаем симметрично на расстоянии 17мм от центра два отверстия под крепеж… Вот на фото 7 уже показано, как они сделаны:
Фото 7. Отверстия для жесткой фиксации моторчика в корпусе печки кубика.
Теперь делаем прокладку для крепления новой конструкции уже в автомобиле… Дело в том, что наша новая конструкция будет немного (миллиметра на 4) выше, поэтому надо предусмотреть это для последующей установки.
Мы вырезали прокладку из куска безосновного линолеума (толщиной 2-3 мм)… Она должна выглядеть как-то так, как показано на фото 8 (то есть должны быть предусмотрены все отверстия под направляющие штифты и винты крепления.
Для удобства монтажа, ее лучше сразу приклеить!!! Мы сразу этого не сделали, поэтому пришлось клеить в прямо в машине…
Фото 8. Прокладка между поддоном кожуха печки и воздухозаборником в автомобиле
4. Собираем печку!В родной кожух до конца (!) засовываем новый моторчик… Вы увидите в стакане для наших подпиленных фиксирующих боковинок есть прекрасные направляющие!!! И если Вы точно сделали все по размерам, то Ваш новый моторчик ляжет на дно стакана кожуха двигателя как влитой… Останется только его зафиксировать с наружной стороны двумя винтами М4 длиной 15мм. Для более четкого выравнивания можете еще и добавить прокладку из пластмассы между двигателем и корпусом,
как рекомендовал Шура Балаганов.
Старую дырочку на днище кожуха печки закрываем пробочкой (мы ее сделали из кусочка пробки от шампанского)
Дырочку от старого разъема закрываем также подручным материалом (мы закрыли кусочком пеноплекса толщиной 10мм )
Смотрим на фото 9.
Фото 9. Заглушки для старых отверстий
Теперь дошла очередь до крыльчатки.
Одеваем крыльчатку до упора. Проверяем, чтобы внутри между двигателем и крыльчаткой был зазор не менее 1 мм. Главное, чтобы наша крыльчатка опустилась именно так, как нам надо, то есть не цепляла за двигатель!!! Если по размерам точно так же, то все должно быть в порядке…
Фиксируем крыльчатку либо пружинным стопорным кольцом, либо шплинтом.
Фото 10. Фиксация крыльчатки
Тестируем нашу конструкцию на работоспособность – все работает, нигде ничто не цепляет, дует, аж сдувает, тогда все в порядке… Если где-то трет, то ищем, где промахнулись в размерах!
Вот так выглядит наша конструкция в сборе (см. фото 11)… Зазор между крыльчаткой и креплением немного увеличился!!! Поэтому без прокладки не обойтись никак!!!
Фото 11. Наша конструкция в сборе
5. Монтируем нашу конструкцию в Кубика.По дороге в гараж прихватываем с собой шурупы, которые длиннее родных где-то на 5 мм.
Выключаем печку, если она была у Вас включена, заводим двигатель… Пока авто греется, подключаем питание на моторчик, прикручиваем на все 3 шурупа ровненько, соединяем с воздухозаборным шлангом…
Все, можно включать… Если на маленькой скорости не зашкрябало, то можете смело добавлять мощность. На максимуме – должен быть очень сильный поток воздуха!!! Словно тебя с сидения сдуть пытаются!!! Если дует слабовато, как тогда же, когда печка по-тихоньку умирала, то смените полярность у соединения (предварительно, разумеется, выключив печку)…
Вот так выглядит наша конструкция на кубике (см. фото 12)…
Фото 12. Новый двигатель печки от Ваз успешно установлен в Кубик
Из недостатков – Моторчик печки от Ваз – он всем заявляет о своем присутствии!!! Его слышно!!! Причем очень слышно… Словно турбина самолета, честное слово!!! Ну и дует он соответственно, как маленькая турбина самолета!!! Я уже и забыла, когда печка моего кубика так дула когда-нибудь!!!
Так что вот такой отчет… Как вариант, используя этот опыт, кто-нибудь, может, возьмется за модификацию и волговской печки в связке волговский моторчик + наша крыльчатка… Как мне кажется, в этом мире нет ничего невозможного!!! А эффект должен быть положительный!!! Рационализируйте!!!
Тепла Вам и Вашим Кубикам!!!