предистория:
на светофоре стоят, один за другим, два Куба - у первого варик, у второго автомат (на дворе лето - уточняю что бы не обвиняли в том что зимой 4ВД стартует лучше)
старт со светофора, набираю спокойно скорость 60 км/ч (замечу что я не люблю гоняться и очень редко обороты поднимаю выше 2500), обороты около 2000 и замечаю что Кубик сзади не может догнать
потом выясняется что я то спокойно и не напрягаясь убежал со светофора, а для того что бы меня догнать человек был вынужден раскрутить движку выше 3000 (за рулем был человек который прекрастно водит машину и Кубик в идеальном состоянии)
это к вопросу о резвости вариатора, а теперь история, вернее лекция по принципам работы коробок:
существует 3 вида коробок передач
1. Механическая коробка - крутящий момент от двигателя передается через сцепление (фрикционный диск) на первичный вал, с которого через шестерни вращение передается на вторичный вал и далее на колеса. Крутящий момент (передающийся на колеса) регулируется с помощью предаточного отношения шестерен.
2. Автоматическая коробка - крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор на первичный вал, с которого через пакеты фрикционов вращение передается на вторичный вал и далее на колеса. Переключение передач (их в автоматах обычно 4) осушествляется включением необходимого пакета фрикционов открытием сотоветствующего электомагнитного клапана регулирующего давление жидкости подающейся на пакет.
Переключение между передачами зависит от скорости движения а/м и оборотов двигателя, для переключения передачи необходимо что бы скорость и обороты привысили значения записанные в компьютере коробки. Т.е. переключение 1-2 произойдет (к примеру) при скорости машины 20 км/ч и 2500 оборотах двигателя.
3. Вариаторная коробка - крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор или муфу электромагнитного сцепления на первичный вал, с которого с помощью двух конусных шкивов, с изменяемой геометрией, и ремня вращение передается на вторичный вал и далее на колеса. Переключения скоростей не существует, т.к. шкивы изменяют геометрию очень плавно и могут находится в любом положении. Изменение геометрии шкивов осуществляется с помощью электомагнитного клапана или степмотора регулирующего давление жидкости подающейся на шкивы.
Это то что касается принципов работы, теперь по плюсам и минусам.
Автоматическая коробка:
Плюсы - выпускается достаточно давно и стоит уже достаточно дешего, непрехотлива в обслуге.
Минусы - за счет того что параметры переключения передач заложенны в компьютере переключения передач происходят с задержкой и при более высоких (чем у механической или вариаторной коробки) оборотах двигателя из-за чего страдает динамика и повышается расход бензина.
Вариаторная коробка:
Плюсы - нечто среднее между автоматом и механикой, нету переключения передач и соответственно провалов оборотов как на автоматической коробке. Меньший расход бензина и лучшая динамика по сравнению с автоматом (читай предисторию).
Минусы - выпускается сравнительно недавно, поэтому очень дорогая при замене и почти ни кто не умеет (пока еще) ремонтировать. Не любит когда ее насилуют (старт с газом в пол и т.д.). Достаточно дорогие расходники (хотя ценник замены жидкости и фильтра сопоставим с ценой замены жидкости на автомате).
пы.сы. я не притендую на истину в последней инстанции и не агитирую за вариатор, но уже более 3-х лет езжу на Кубе с вариатором и пересаживаться на автомат ни когда не стану.